Как написать бриф на разработку дизайна интерьера

18 января 2022

В рекламе и веб-дизайне бриф – дело привычное, и без него не начинается ни один проект. А в сфере дизайна интерьера некоторые, даже опытные профессионалы порой пренебрегают этим важным инструментом. Хотя бриф – это первое по-настоящему значимое знакомство дизайнера со своим заказчиком. И если пропустить этот важный этап взаимодействия, можно получить целый ворох проблем на более глубоких этапах сотрудничества.

Что такое бриф на дизайн-проект интерьера

В переводе с английского brief означает «резюме». То есть, бриф – это структурированная форма соглашения между заказчиком и исполнителем, которая регламентирует основные задачи будущего проекта.

Каждый дизайнер должен быть немного психологом. И как любой психолог, дизайнер должен уметь задавать правильные вопросы. Придумать простую и понятную архитектуру эффективного брифа примерно так же сложно и одновременно легко, как создать эргономичный и универсальный дизайн на все времена.

Александра Кама (Sasha Kama), дизайнер интерьера

«Бриф – одна из ключевых частей дизайн-проекта. Чем лучше он проработан, тем успешнее вы сдадите проект. C клиентом я стараюсь говорить как с другом, которому хочу сделать интерьер, но соблюдая субординацию.

Заказчику важно дать понять простую вещь: чем больше он говорит, тем лучше будет дизайн, и тем меньше будет правок и, возможно, разочарования».

Зачем нужен бриф

В детстве все обожали заполнять анкеты. Помните эти вопросы про твой любимый цвет, животное, занятие? По сути бриф – это то же самое. Разговорить человека в письменной форме иногда бывает проще, чем при устном общении. Бриф дизайнеру необходим, чтобы понимать желания и потребности своего заказчика. Зафиксированные ответы докажут, что клиент просил именно розовую плитку в ванной, а не голубую.

Александра Кама (Sasha Kama), дизайнер интерьера

«На личных встречах с заказчиком не стесняйтесь спрашивать, что ему нравится, а что – нет. Это отличный способ внести в бриф дополнительную информацию. Если заказчику нравится плитка с рисунком мрамора, спросите, какие оттенки ему кажутся привлекательными. Предлагайте и свои решения. Не забудьте выяснить, что в интерьере клиент не приемлет категорически».

Бриф нужен не только дизайнеру. Он важен и для клиента – как подтверждение того, что он сотрудничает с профессионалом. Если вы предлагаете заказчику заполнить грамотно составленную анкету, вопросы которой кажутся уместными и не раздражают, клиент понимает, что его действительно хотят понять и услышать.

Бриф – это не ТЗ

Понимать разницу брифа от технического задания – действительно важно. Бриф – это не про то, сколько розеток будет в каждом помещении, а про общее понимание, какой интерьер хочет заказчик. Бриф позволит вам понять, что близко и что неприемлемо для клиента. На основе брифа, заполненного клиентом, дизайнер составляет ТЗ.

Александра Кама (Sasha Kama), дизайнер интерьера

«Бриф лучше всего разбить на пункты и подпункты. В брифе важно всё: указать типы отделки, какие должны быть полы – инженерная доска, паркет, ламинат (не используйте ламинат). Какие будут потолки – натяжной или ГКЛ, а может дерево? Освещение – только технический свет, подвесы, люстры? Плитка – крупноформатная, мелкая, керамогранит или мрамор? Стены – покраска, обои, декоративная штукатурка? Если обои, то какие – однотонные или рисунок, яркие или постельные оттенки? То же самое и с краской, и с декоративкой».

Бриф не должен противоречить ТЗ, так же, как и техническое задание не должно входить в диссонанс с брифом. Главная задача дизайнера – просчитать все детали и на основе брифа сделать правильное подробное ТЗ.

Размер имеет значение

Есть мнение, что чем подробнее написан бриф – тем меньше проблем будет в дальнейшей работе. Но не стоит переусердствовать: слишком длинный и нудный бриф нагонит тоску даже на самого терпеливого клиента. В узких кругах существует даже такое мнение, что «чем больше заказчик заполняет страниц, тем с меньшим профессионалом он работает». В то же время, клиенту точно стоит получше присмотреться к дизайнеру, который говорит, что «и так всё помнит» и не предлагает ему заполнить бриф.

Александра Кама (Sasha Kama), дизайнер интерьера

«В брифе очень важно прописать отдельно все комнаты (спальню, гостиную, мастер санузел, гостевой санузел и т.д.). Отдельные пункты по помещениям нужны для того, чтобы вы могли более подробно проговорить с заказчиком эти комнаты. Узнать, к примеру, как он относится к люстре в спальне? Важна она или нет? Смесители – хром или бронза, а, может быть, чёрные? Какую кухню хотят – дерево, эмаль? Фартук должен быть в плитке или камне, и т.д.»

Количество вопросов в брифе – дело индивидуальное. Главное, чтобы вы были уверены, что понимаете своего клиента, а у заказчика выработалась по отношению к вам достаточная степень доверия. Важно узнать необходимые детали, раскрыть психологический портрет клиента и при этом не слишком утомить его.

Александра Кама (Sasha Kama), дизайнер интерьера

«При составлении брифа попробуйте для начала позадавать вопросы себе. Пройдитесь по своей квартире и обратите внимание на каждую деталь, которая есть в доме. На моей практике были недочеты в брифах, что-то было упущено, поэтому после каждого интервью с клиентом я редактирую и дополняю бриф».

Чтобы сэкономить ваше время, мы подготовили для вас образец брифа на дизайн интерьера, который вы можете использовать и как готовое самостоятельное решение, и как основу для создания своего собственного авторского брифа.

Клиент почувствует вашу заботу о нём, если вы напишите к брифу небольшое вступление. Расскажите, зачем заказчику необходимо отвечать на все эти вопросы. Наверняка не каждый клиент знает, что бриф на разработку дизайна интерьера – это не просто формальная отписка, а полноценный дизайнерский инструмент, от актуальности и точности которого зависит успешность всего проекта в целом.

Скачать бриф для разработки дизайн-проекта

Коммерческое предложение дизайнерам
Авторы